Как поставить звук «р» в домашних условиях? Артикуляционная гимнастика для звука «р»

Загрузка...

Известно, что звук «р» в русском языке является одним из самых сложных. Он требует определенных вибраций и движений речевого аппарата. Мы учимся говорить «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у ребенка не получается правильно произносить этот звук, это серьезный повод задуматься о посещении логопеда. Причины нарушения могут быть различными. Однако с некоторыми из них можно справиться и самостоятельно. Как поставить звук «р» в домашних условиях?как поставить звук р в домашних условиях

Как проверить?

Любая коррекция начинается с диагностики. Для того чтобы новые речевые навыки ребенок освоил верно и без лишних усилий, необходимо провести небольшой артикуляционный тест. Он включает речевые пробы на попадание фонемы в различные позиции. Благодаря этому можно понять, произношение звука «р» в каких словах вызывает трудность у ребенка. А также выявить, какая часть речевого аппарата нуждается в тренировке.

Вопрос, как поставить ребенку звук «р», решается в несколько этапов. Сначала следует проверить его изолированное произношение. Пусть ребенок немного «порычит». После этого необходимо попробовать разные позиции:

  • Начало слова: рак, река, рука, рысь.
  • Середина слова, между гласными: дорога, дерево, пират, карета.
  • Середина слова после/перед согласного/-ым: патрон, картина, тракторист.
  • Конец слова: повар, ювелир, тигр.
  • Также следует проследить произношение звука в таких сложных словах по артикуляции, как: карьер, барьер, баррикады, террариум.

В зависимости от вариантов правильного произношения и происходит логопедическая коррекция. Так, например, если ребенку не удается произношение ни изолированного «р», ни в словах, то необходимо провести постановку звука, а затем закрепить его воспроизведение в сочетаниях с другими фонемами. Если же изолированно звук вибрирует чисто, а в разных позициях искажается, то следует поработать над закреплением его произношения.артикуляционная гимнастика для звука р

Когда нужна коррекция?

На практике физиологические нарушения проявляются в различных особенностях произношения. Коррекция фонемы «р» требуется в следующих случаях:

  • Когда звук пропускается вовсе (вместо каРавай произносится ка_авай);
  • Когда «р» замещается фонемами «л» или «й» (каЛавай, Йак);
  • Когда происходит смягчение звука в словах, где он, напротив, должен звучать твердо (рядуга, рюка);
  • В отношении французского произношения «р» насчитывается около 30 видов нарушений, выявить их может специалист.

Причины

Логически возникает вопрос о том, почему происходит такая разность звучания? С точки зрения физиологии специалисты выделяют несколько причин:

Нарушение подвижности речевых органов. При произношении слов со звуком «р» язык и губы человека в норме совершают определенные движения. При нарушении этого не происходит либо происходит неправильно. Первостепенной задачей здесь является определить дефект.

Проверка. Для этого можно вместе с ребенком проделать следующие упражнения:

  • Перед зеркалом открывать и закрывать рот, «шлепая» губами, как рыбы. Затем вытягивать их трубочкой и растягивать в улыбке.
  • Далеко высовывать и прятать обратно язык.
  • Совершить движения вверх-вниз, вправо-влево широкой частью языка (не кончиком!).
  • Поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Если проследить, то при этом движении широкая часть языка совершает небольшие движения вправо-влево.

Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность, при которой нарушается подвижность языка. Он прилегает ко дну ротовой полости и фиксируется резко спереди.

Проверка. Проверить длину уздечки можно с помощью такой пробы: ребенок должен открыть рот и кончиком языка потянуться к основанию верхних зубов, при этом произнося звук «э». Если упражнение не удается выполнить, уздечка определяется укороченной.

Нарушение речевого слуха. Некоторые дети путают близкие по звучанию фонемы (звуки). Следствием этого является неправильное произношение и задержка в развитии.

Проверка. В качестве диагностики можно предложить ребенку «поймать» звук «р» в разных словах, фонемах и сочетаниях фонем: лапа, рама, п, о, р, с, ш, ма, ор, иш, ес и т. д. При опознавании «р» он должен хлопать в ладоши. Благодаря такой многовариантности можно понять, где происходит путаница.

Неправильное дыхание при речи. Дыхание является основой звучания голоса. При поверхностном дыхании или сбивчивом речевом выдохе может наблюдаться «проглатывание» звуков либо грассирование (картавость). Последний момент весьма сложен для коррекции.
логопедические упражнения на звук р

Артикуляционная гимнастика

Каждая описанная выше проблема имеет индивидуальное решение. Так, с нарушениями подвижности речи помогает справиться артикуляционная гимнастика для звука «р». Она направлена на поочередное напряжение и расслабление мышц языка. Серия упражнений при ежедневном повторении дает заметный результат уже спустя неделю. Это очень удобное средство для выбора решения проблемы, как поставить звук «р» в домашних условиях.

Упражнения:

«Лопатка»

Рот слегка приоткрыт, язык свободно лежит на нижней губе. А верхняя свободно пошлепывает по языку и при этом произносится звук «пя-пя-пя…». В завершение следует оставить язык в расслабленном (исходном) положении на 10 секунд.

«Почистим зубы»

Рот приоткрыт. Кончиком языка нужно изобразить чистку зубов с внешней и внутренней стороны по направлению вверх-вниз и вправо-влево на каждом зубе.

«Забиваем гвозди»

Рот приоткрыт. Кончиком языка «постукивать» по основанию верхних зубов по счету от 1 до 10.

«Маляр»

Рот приоткрыт. Губы и челюсти неподвижны. Кончик языка, словно кисть, скользит по верхнему небу от глубины до основания зубов и обратно. Повторять упражнение до 10 раз.
как поставить ребенку звук р

Короткая уздечка

Артикуляционная гимнастика для звука «р» включает и упражнения для растягивания укороченной уздечки. Они актуальны в раннем возрасте, помогают растянуть подъязычную связку, пока ткани поддаются изменениям.

Упражнения:

«Лошадка»

Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка прижать к верхнему небу и «оторвать» ее затем со щелчком. Необходимо следить, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

«Грибок»

Рот широко открыт, язык полностью прижат к верхнему небу. Затем, при закрытии рта, он отрывается от неба. Это упражнение сопровождается определенным дыхательным ритмом. Вдох через нос – рот открыт, выдох через рот во время его закрытия.

«Гармошка»

Упражнение похоже на предыдущее. Только теперь язык остается прижатым к небу при широко открытом и закрытом рте. Повторять такое движение следует до 10 раз.

«Качели»

Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка поднять за верхние зубы, а потом опустить за нижние. Язык при этом не сужается, а губы и челюсти не двигаются.

Если упражнения не приносят пользы или аномалия выявлена поздно, запущена, то устранить ее можно только хирургическим путем, небольшим надсечением уздечки. Это быстрая и безопасная процедура.
занятия звук р

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения на звук «р» также предназначены для развития аппарата речи. Специалисты рекомендуют техники в определенных дыхательных ритмах. Они помогут параллельно убрать нарушения подвижности речевых органов и речевого дыхания. К таким универсальным упражнениям относятся:

  • Многократное произношение звуков «д» и «т» на выдохе. При этом необходимо следить, чтобы звук был чистым (не через нос!).
  • Произношение слогов «ды-ды», «ты-ты», «ты-та», «ды-да», «ды-да-дэ», «ты-та-тэ».
  • Закрепление правильного речевого выдоха в самостоятельной речи.

Речевой слух

Распространенным случаем в проблеме нарушения речевого слуха является подмена фонем «р» на «л». Поэтому при проведении домашнего занятия звук «р» должен чередоваться в словах со звуком «л» в одинаковых позициях (начало, середина и конец слова). Ребенку необходимо на слух научиться различать эти фонемы.

Звучат слова: рука, лак, город, молоко, комар, мел. После отдельной декламации ребенок должен при звуке «р» поднимать руку. При этом слово ему повторять не нужно.

Как видно, решение вопроса, как поставить звук «р» в домашних условиях, требует немалой изобретательности. В проверочный поток можно вплетать и слова с посторонними звуками (кроме «л» и «р»), а также произношение проблемной фонемы в сочетании с согласными звуками (кадр, лавр, разгром и т. п.). Логопедические упражнения на звук «р» здесь направлены на постановку фонемы в сложных сочетаниях:

Д-Р

Сначала длительно произносится «д». Язык представляется парусом, произношение происходит на выдохе. Потом к фонеме присоединяет вибрирующая «р»: драка, дружба, древо. Аналогичное упражнение можно провести с сочетанием с фонемой «т»: труд, троллейбус, трал.

З-Р

Сначала идет длительное произношение «з» («комарик гудит»). При этом кончик языка касается верхних зубов. Затем он быстро двигается по бугоркам неба у зубов («комарик замерз и дрожит»). После такой разминки можно подключить слова с сочетаниями: зрение, зрачок, здравствуйте.

Механическая помощь

Для таких упражнений понадобится чайная ложечка, ватная палочка или соска. Главное, предмет должен быть чистым, без острых краев. В то время как ребенок длительно произносит звук «з» или «д» (рот открыт), взрослый водит предметом под языком вправо-влево. При этом должны возникнуть колебания. В результате таких манипуляций от ребенка четко послышится раскатистый звук «р».
закрепление звука р

Закрепление

Вся постановка звука «р» у ребенка происходит по определенному алгоритму: отдельные звуки-слоги-слова. После освоения этой части можно перейти к составлению словосочетаний и предложений по картинкам. Это закрепление звука «р». Более сложным этапом является разучивание чистоговорок, скороговорок, стихов и песен. При этом можно использовать специальную литературу, логопедические игры. Такая подача материала лишь подогреет интерес ребенка к занятиям и положительно скажется на результатах.

Совет

Разобраться, как поставить звук «р» в домашних условиях, несложно. Для этого необходимы терпение, четкое следование инструкциям и ежедневные занятия. Однако нарушения иногда бывают не только физиологическими, и требуется помощь нейропсихолога. Если логопед звук «р» корректирует с помощью упражнений и игр, то задачей нейропсихолога становится изучить процессы в головном мозге и связь их с речевой проблемой. С возрастом неправильное произношение вибрирующей фонемы становится нормой. И исправить эту «вредную привычку» без квалифицированной помощи становится сложнее. Поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на речь ребенка уже в пять лет.логопед звук р

Что делать взрослым?

Как поставить ребенку звук «р» - уже давно хорошо изученная проблема. Но что делать взрослым? Возможна ли коррекция речи в этом случае? Отчасти да. Но здесь очень много подводных камней. Прежде всего взрослый человек должен признать свой дефект и начать его исправление. Посещение логопеда здесь не всегда обязательно, хотя можно обратиться за консультацией, чтобы была четко поставлена причина (если она неизвестна) и подобран комплекс упражнений. Для взрослых он отличается по уровню сложности. В него входят дыхательная артикуляционная гимнастика, но без механической помощи, а также чтение специально подобранных текстов вслух и пение.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *