История елочных украшений

Загрузка...

Гласи - и тебя услышат, приходи и оставайся с нами

История елочных украшений.

Продолжу предновогоднюю тематику. Но поскольку тема очень объемная я решила ее разбить на несколько.

Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности были Новый год и Рождество. С этими праздниками всегда было связано много поверий и гаданий. Отражающие огоньки гирлянд, с причудливыми узорами, покрытые блестками, стеклянные елочные шары с детства предстали перед нами как чудесный символ новогодних праздников. Каждый раз мы наряжаем зеленую красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем, почему именно они завоевали статус традиционного рождественского украшения. А ведь на самом деле, у нарядного шара своя волшебная история…

В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая таким образом свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать рождественскую елку.

Атрибутом новогодних праздников и знаком начинающегося года была елка. Новогоднюю елку ставили во дворах, украшая разнообразными деревянными игрушками, фруктами и конфетами. Само украшение елки становилось семейной традицией, в которой участвовали дети и взрослые.

Как правило, дерево радовало глаз лишь одни день, затем все сладкие украшения срывались детьми и уже на следующий день ствол с помятыми ветками попросту выбрасывали.

В дальнейшем под елку стали класть маленькие подарки и первые елочные игрушки. Так семейной елке, символами которой становились елочные игрушки, передавались функции семейного оберега.

Своеобразие российской елочной игрушки связано с особыми традициями празднования Нового года в России.

В России Новый год стал праздноваться один января «по примеру всех христианских народов» по указу Петра I в одна тысяча семьсот году. Для большинства населения России Новый год был днем веселых зимних святок и детских праздников.

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы.

Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи – сахаром.

Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть.

В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало.Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в одна тысяча восемьсот сорок восемь году предложили временную замену этому фрукту.

Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием.

Обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось двадцать пять декабря, и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами.

Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи.

В России, как и в Европе, первые рождественские елки украшали сладостями и фруктами. Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины.

Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

В одна тысяча восемьсот пятьдесят году в моду входит изготовление стеклянных елочных украшений. Их появление было вынужденной мерой, поскольку этот год был не урожайным яблоки, орехи пришлось заменить искусственными.

Нередко изготовлением стеклянных елочных игрушек занималась вся семья, по наследству передавая искусство стеклодувов и разрисовщиков. Основы стеклоделия, разработанные Ломоносовым в предшествующее столетие, подготовили расцвет искусства стекла в России в XIX веке.

В простых игрушках, созданных на радость детям, таилась поэзия нашей сказки, это драгоценные маяки проявления народного понимания красоты и любви народа к детям. Елочные украшения оформляются ярко, декоративно и условно, как по цвету так и по форме.

Около одна тысяча восемьсот восемьдесят года в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. Правда, доставляют стеклянные и картонные игрушки из Германии. Но все же особый шик — украшения с фарфоровыми головками.

Эти заграничные штучки продавались в галереях и салонах Северной Пальмиры и Москвы. Из-за высокой стоимости, нормой было брать елочные украшения напрокат. Но те, кто попроще, запросто могли выбрать что-нибудь подходящее на местных ярмарках. Отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Уже к концу XIX века в России появляются артели по производству игрушек.

Растущий спрос увеличивал число кустарей-одиночек, изготовлявших елочные игрушки «на дому», они использовали для выдувки нехитрые кружки — горелки в которые плотно набивался фитиль. По нему из нижней емкости подавался керосин. Для создания высокотемпературного пламени из самодельных кожаных мехов с помощью ног подкачивался сжатый воздух. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов разной длины и диаметра. Перед работой дрот сортировался и раскраивался ручным способом с помощью ножа или камня самим стеклодувом.

Появляются частные хозяева, которые в своих домах налаживали небольшие производства с наемными работниками, занятыми изготовлением мишуры, картонных фигурок, гирлянд и бус, выдуванием и росписью.

Правда, крупный завод всего один — питерский. Модно похвастать игрушками, сделанными самостоятельно. Причем в домах даже самых знатных вельмож. Дело в том, что накануне Нового года в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек-самоделок. Внутри на листах помещали литографические веселые личики Дедушек Морозов, ангелочков, человечков, а также аксессуары к ним. Все это следовало вырезать и склеить.

Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше. В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал — папье-маше. Главная тема украшений — домашняя, рождественская.

В Москве до одна тысяча девятьсот семнадцать года было несколько кустарных мастерских, например, в известной мастерами сезонных товаров Марьиной Роще, выпускавшими и елочные игрушки. Более того, основы народной культуры в Москве находили свое выражение, прежде всего в изделиях игрушечников, а также ткачей, ювелиров, керамистов, кузнецов. России присущ «святочный» характер.

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции одна тысяча девятьсот семнадцать года, точнее, с начала одна тысяча девятьсот двадцать семь года, когда в новогодней елке увидели идеологическую угрозу советской власти. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки.

В послереволюционный период до одна тысяча девятьсот тридцать пять года празднование Нового года, как и Рождества, в традиционных формах, в том числе с наряженной елкой, было отменено, стеклодувные мастерские закрыты или перепрофилированы. Но кустари продолжали делать игрушку «для себя», передавая из поколения в поколение навыки и секреты мастерства. Сохранению преемственности способствовало и то, что московский регион был одним из древнейших центров стеклодувного производства России.

Изготовлением изделий из бесцветного стекла славились московские мастера, работающие в Голутвинской слободе.

В период урбанизации и массовой миграции сельского населения, в 1910-1920гг. в Москву переезжали многие мастера-стеклодувы, которые вместе с москвичами составили основу будущих династий «Инея» (завод, выпускающий елочные украшения). Следует отметить, что подобные латентные, полулегальные формы существования народных промыслов в период стагнации и упадка очень распространены. Так «пережидали» годы коллективизации и Гжель, и Палех.

Новый год стал обычным рабочим днем недели, спать ложились как обычно – завтра на смену. Но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется самое большое количество "самопальных" ("домодельных") игрушек, т.е. сделанных не на фабрике, а дома, своими руками.

Об украшениях с 30-х годов я расскажу завтра.

Загрузка...
[supsystic-social-sharing id="1"]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *