Русский Новый год: gorbutovich

Загрузка...

Советский Новый год


Космический плакат "С Новым годом, ребята!". Художник Чарухин Николай Петрович (1934-2008) М.: Советский художник, одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре г. 83x56,5 см. Source. Была еще такая же открытка выпуска одна тысяча девятьсот шестьдесят пять г.

Несколько статей и фрагментов из "Энциклопедического словаря советской повседневной жизни" Леонида Васильевича Беловинского, выпущенного в две тысячи пятнадцать году издательством Новое литературное обозрение. Иллюстрации: новогодние фотографии, игрушки, плакаты, открытки, приглашения, статьи и прочее.

Всенародный праздник. В дореволюционной России праздновался с одна тысяча шестьсот девяносто девять г., совпадал с так называемым Васильевым днем и святочными праздниками.

2.

Около 1920(?). Плакат был на выставке «С новым годом, товарищи!» в Государственном Историческом музее. Атрибуцию не знаю. Подскажите, пожалуйста

В конце одна тысяча девятьсот двадцать девять г. Новый год, как праздник религиозного характера, фактически был запрещен, так что в календарях сначала указывалась годовщина Пролетарской (Октябрьской) революции («13-й год Пролетарской революции» и т.д.), а затем, мелким шрифтом – календарный год.

3.

Атрибуты Нового года с середины 1930-х годов. Из фондов Российской государственной библиотеки. Source. Кликабельно

Празднование Нового года возобновилось, с некоторыми изменениями, с середины 1930‐х гг.

4.

1939. С Новым Годом! Кокорекин, А.А. Плакат, 1938. Ukrainian Evangelical Theological Seminary, Kyiv, Ukraine. University of Southern California. Libraries. Source

Рождественская елка стала устанавливаться не на Рождество, а к тридцать один декабря, а рождественская Вифлеемская звезда, венчавшая елку, стала пятиконечной и красной, а позже нередко заменялась каким-либо стеклянным навершием, выпускавшимся фабриками елочных игрушек.

5.

1950

Преимущественно это был детский праздник, но и взрослые в ночь на один января устраивали богатое застолье, ровно в двенадцать часов ночи поднимая бокалы с вином.

6.

«Первый Новый год малыша», О. Кнорринг, одна тысяча девятьсот пятьдесят один год. Фотография из архива журнала «Огонек». via

С одна тысяча девятьсот сорок семь г. Один января стало нерабочим днем.

7.

Яков Рюмкин. «С новым годом, товарищи!». Обложка журнала «Огонек». 1954. МАММ, Москва, 18.XII.2014-15.II.2015. Выставка «Жизнь как праздник» – фотографии из архива журнала «Огонек» начала 1930-х - 1970-х годов. Source

С одна тысяча девятьсот шестьдесят два г. Центральное телевиденье в ночь на Новый год показывало «Голубой огонек», гала-концерт с участием популярных артистов и известных в стране людей. После выхода на экраны кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром» он традиционно также показывался по телевидению.

8.

«Новый год», 1953. Фотография из архива журнала «Огонек». via

С одна тысяча девятьсот сорок один г. сначала время от времени, а с конца 50‐х гг. регулярно перед боем курантов выступал глава правительства (с одна тысяча девятьсот семьдесят один г. постоянно – Леонид Ильич Брежнев) или диктор зачитывал поздравление от имени ЦК, Президиума Верховного Совета и правительства.

9.

Два дня рождения. По новому стилю дата рождения Брежнева один января, но он всегда отмечал свой день рождения по старому стилю – девятнадцать декабря. «Декабрьский» вариант фигурировал во всех книгах и справочных изданиях. Однако случались «промашки», как эти отрывные календари, изданные массовым тиражом. Два листка: день рождения у Генерального секретаря празднуется и девятнадцать декабря одна тысяча девятьсот семьдесят и один января одна тысяча девятьсот семьдесят один года. «Видимо, кто-то запутался, а кто-то недосмотрел». Историко-документальная выставка «Брежнев. К 109-летию со дня рождения». Выставочный зал Федеральных архивов. 19-XII-2015 - 28-II-2016. Фотография: Александр Добровольский. Source

Семейный праздник, заменивший религиозный праздник Рождества Христова, празднующийся семь января нового стиля, когда в домах устанавливались зеленые елки, украшенные игрушками и сладостями.

10.

1931 год. Обложка издания "Безбожник у станка", № двадцать два / Cover of Bezbozhnik, 1931. New York Public Library. via

В ходе развернувшейся после революции антирелигиозной борьбы с «пережитками» елки были запрещены: в январе одна тысяча девятьсот двадцать девять г. ЦК ВКП(б) обратился ко всем членам партии с письмом «О мерах по усилению антирелигиозной работы», на этой основе развернулась борьба с церковными праздниками и связанными с ними традициями, в том числе и с Рождеством и рождественской елкой.

11.

Около 1928-1931. Из фондов РГБ. Source

Так, в одна тысяча девятьсот тридцать один г. в детском журнале «Чиж» появилось стихотворение со словами: «Только тот, кто друг попов, / Елку праздновать готов». Комсомольские патрули даже пытались проверять по квартирам, нет ли там елки. Те, кто продолжали соблюдать традиции рождественской елки, делали это в большой тайне, за занавешенными окнами, устанавливая маленькое деревце, которое легко можно было спрятать.

12.

Крокодил №01, одна тысяча девятьсот тридцать шесть г. Рис. Л. Бродаты и К. Ротова. История глазами Крокодила. ХХ век. Source

Начиная с 1933-1934 гг., когда в Германии, на которую прежде возлагалось множество надежд как на застрельщика «мировой революции», утвердился нацизм, стало ясно, что воевать придется не за мировую революцию, а за само существование СССР, и делать ставку не на революционное сознание народа, а на национальный патриотизм, начался медленный идеологический поворот режима. Была пересмотрена прежняя концепция истории страны и разгромлена экстремистская концепция Покровского, стали вспоминать о национальных героях, получили права гражданства слова «Россия» и «Отечество», прежде бывшие вне закона, восстанавливались прежние воинские чины и т.д.

13.

Художник Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973). Елочка. 1930-е гг.

В рамках этого поворота в декабре одна тысяча девятьсот тридцать пять г. в «Правде», в статье главы украинской компартии Павла Постышева была «реабилитирована» и елка, установка которой, однако, была перенесена на ближайший к Рождеству праздник – Новый год.

14.

1938 год. Костюмы к празднику новогодней елки. Карнавальные шапочки. 1939. Рекламный букдет "Всё для ёлки". Из фондов РГБ. Source. Кликабельно. Комплект с илл. #30

Стали ставить огромные общественные елки на центральных площадях Москвы и других городов, проводить новогодние карнавалы в школах, клубах и пр.

15.

Елочные игрушки с идеологической тематикой. via

В продажу начали поступать елки и елочные игрушки.

16.

Разворот приглашения на Кремлевскую елку одна тысяча девятьсот пятьдесят восемь года.

В 60‐х гг. появилась традиция проводить массовые детские новогодние утренники в Кремле как главное новогоднее мероприятие.

В первые годы советской власти религиозные праздники занимали заметное место в календаре. Так, в декрете о введении восьмичасового рабочего дня фигурировали двенадцать наиболее важных праздников как нерабочие дни.

17.

Табель-календарь на одна тысяча девятьсот двадцать девять год. Спасибо за картику mcocean . via

Разумеется, в государственном масштабе они не отмечались: религия была объявлена частным делом. Вмешательство идеологических органов выражалось лишь в разных формах препятствования празднованию, в частности, в комсомольской пасхе и комсомольском рождестве. Количество церковных праздников постепенно сокращалось: в одна тысяча девятьсот двадцать четыре г. в советском календаре не стало Воздвижения, в одна тысяча девятьсот двадцать пять г. – Крещения и Благовещения.

18.

Около 1928-1931. Из фондов РГБ. Source

А в одна тысяча девятьсот тридцать г. все церковные праздники были исключены из календаря. Крестные ходы с одна тысяча девятьсот двадцать девять г. можно было проводить лишь на Пасху и Рождество и только вокруг храмов, внутри церковной ограды. В дальнейшем власти старались препятствовать празднованию, отвлекая от него, например, назначая на день Пасхи концерты, походы, субботник и т.п. Во второй половине 50‐х - 60‐х гг. во время крестных ходов возле храмов находились усиленные наряды милиции и дружинников, препятствовавших проходу людей за церковную ограду; в то же время создавалось впечатление, что давка, шум, крики и свист, производимые толпой подвыпившей молодежи вокруг крестного хода, устроены специально направленными сюда людьми, причем милиция не вмешивалась в эти действия. Это имело место и в 70‐х - начале 80‐х гг.

19.

Щеглов Валериан Васильевич (1901-1984). С новым годом, с новым счастьем, товарищи! Одна тысяча девятьсот пятьдесят три г. via

По мере внедрения в сознание людей атеистических воззрений религиозные праздники в большинстве своем уже не отмечались даже пожилыми людьми, и даже не помнили их дат. Только Пасха в той или иной мере сохраняла свое значение.

20.

Рыбченкова Лора Борисовна (род. 1928). Новогодний праздник. Одна тысяча девятьсот пятьдесят пять г. via Музей елочной игрушки Клинское подворье

Самодельные или фабричные изделия для украшения новогодней елки. Ввиду запрета елки до одна тысяча девятьсот тридцать пять г. использовались или дореволюционные игрушки, или самодельные.

21.

Музей елочной игрушки Клинское подворье, Клин, Московская область. Source

С одна тысяча девятьсот тридцать пять г. началось производство фабричных игрушек,

22.

Ручное изготовление елочных игрушек на открытке примерно 1970-х-1980-х. Челябинский государственный краеведческий музей. Выставка «С Новым годом, товарищи!» – предметы из фондов и частных коллекций. Source

но, ввиду бедности населения, до 50‐х гг. включительно в канун Нового года в семьях и детских учреждениях активно изготавливали украшения: цепи и гирлянды ярких флажков из окрашенной бумаги, домики из спичечных коробков и т.д.

23.

Лебедев В.В. У новогодней ёлки. 1966

При возможности на елку также вешали конфеты, маленькие плитки шоколада, яблоки.

24.

Музей елочной игрушки Клинское подворье. Source

Фабричные игрушки были стеклянные, ватные, штампованные из фольги и картонные. Картонные игрушки, слегка выпуклые, односторонние и двухсторонние (клееные), изображавшие петухов, белок, лис, медведей, автомобили, клоунов и т.д., окрашивались в серебристый или золотистый цвет, нередко дополнявшийся яркими красками.

Ватно-пресованные игрушки для елки. 1930-е - 1940-е годы. Красноармеец на лыжах. via. Поросенок. Музей елочной игрушки Клинское подворье. Source

Украшения из фольги в виде разнообразных «фонариков» непременно дополнялись раскраской. Игрушки из плотно скрученной и проклеенной ваты (яблоки, груши, морковки и т.д.) окрашивались и осыпались блестками.

26.

Монтажные елочные игрушки производились в 1930-х-1960-х годах. Стекло. Музей елочной игрушки Клинское подворье. Международная организация коллекционеров елочных игрушек "Golden Glow" считает, что в одна тысяча девятьсот шестьдесят шесть году в СССР была выпущена последняя игрушка, "выполненная и раскрашенная исключительно вручную". По их же мнению, игрушки после одна тысяча девятьсот шестьдесят шесть не представляют никакой ценности. Source

Огромным было разнообразие стеклянных игрушек: сосульки, орехи, шары усложненной формы, дирижабли, снеговики, человечки, а также гирлянды мелких бус.

27.

Война в Испании, запечатленная в елочной игрушке. В конце 30-х на некоторых елках появились стеклянные шары, на которых были изображены два самолета, один из которых сбивает другой. История игрушек – история России. Source

И здесь коммунистическая идеология занимала заметное место: стратостаты и дирижабли с надписью «СССР», красноармейцы, пограничники, пионеры, позже – космонавты занимали подобающее место.

28.

Новогодняя открытка. Одна тысяча девятьсот шестьдесят шесть год

Венчала елку пятиконечная красная звезда, сменившая традиционную Вифлеемскую звезду, но в конце 50‐х гг. появились и вполне нейтральные стеклянные шпили. Для освещения долго применялись специальные маленькие свечи, для чего даже продавались жестяные свечники с зажимами. В 60‐х гг. свечи были запрещены из противопожарных соображений, и быстро стали внедряться электрические гирлянды разноцветных лампочек и фонариков, с 70‐х гг. – мигающих.

29.

У витрины магазина. Галина Санько, одна тысяча девятьсот шестьдесят один год. Фотография из архива журнала «Огонек». via

Ватный Дед Мороз в осыпанных блестками шубе и шапке был не в каждой семье: он стоил сравнительно дорого.

Елочная игрушка в виде картонной трубочки длиной от семь до двадцать см, ярко раскрашенной и содержавшей слабый заряд из смеси серы и селитры и большого количества конфетти.

30.

1938. Костюм Хлопушки. Костюмы к празднику новогодней елки. Из фондов РГБ. Source. Кликабельно – восемь листов костюмов. Комплект к илл. #14

Нередко их развешивали на новогодних елках за специальную нитяную петельку. При резком рывке за петельку раздавался хлопок и из трубки вырывался сноп разноцветных конфетти. В конце 80‐х гг. в хлопушку закладывался также «сюрприз» – простенькая пластмассовая игрушечная фигурка. Предшественница позднейших петард, но абсолютно безопасная.

31.

Фабрика "Дукат" в одна тысяча девятьсот шестьдесят три году выпускала новогодние папиросы. Бумажные сокровища. Source

Дни, посвященные выдающимся, с официально-идеологической точки зрения, историческим событиям. К советским праздникам официально причислялся и Новый год, хотя таковым он никак не являлся.

32.

Открытка к Новому одна тысяча девятьсот шестьдесят году. Челябинский государственный краеведческий музей. Выставка «С Новым годом, товарищи!». Source

Новый год был семейным праздником, но его нередко отмечали в гостях, причем члены семьи могли расходиться по разным домам (молодежь – в свои компании, взрослые – в свои). [Праздники семейные]

33.

Приглашение на новогоднюю елку профсоюзов, одна тысяча девятьсот пятьдесят год

На Новый год родители получали в профсоюзных организациях бесплатно или за мизерную плату билеты на детскую елку, с вручением детям подарков – наборов сладостей.

34.

Приглишение на елку. ЦДРИ

В Кремле устраивалась главная детская елка, с выступлением артистов и другими развлечениями. [Дети]

Появились в России в 80-х гг. XIX в. и первоначально различались открытки городской, междугородней и международной почты. В конце XIX - начале ХХ в. во множестве появились художественно оформленные открытки, в т.ч. поздравительные (пасхальные, рождественские, новогодние и пр.).

35.

Новогодняя поздравительная карточка военного времени. Бумажные сокровища. Source

В СССР долго имели вид типографски оформленных бланков на сером тонком картоне, в послевоенный период появились художественные открытки с репродукциями популярных картин, фотопортретами популярных киноартистов, футболистов, а в 1950-х гг. – яркие поздравительные открытки; после войны в стране оказалось довольно много поздравительных открыток, присылавшихся на родину военнослужащими оккупационных войск из Австрии, Германии и пр.

36.

Открытки в руках детей. «Новогодний утренник», 1979. Фотография из архива журнала «Огонек». via/

Продавались открытки в почтовых отделениях, киосках Союзпечати, художественных отделах книжных магазинов, в т.ч. букинистических.

37.

1937 год. Что сделано за год. Из фондов РГБ. Source. Кликабельно. О производстве елочных игрушек.

Источник текста:
Беловинский, Л.В. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни / Леонид Васильевич Беловинский. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — семьсот семьдесят шесть с.: ил. // Статьи: Новый год – стр. 404. Елка новогодняя – стр. 200-201. Елочные игрушки – стр. 201. Хлопушка – стр. 693. Праздники религиозные – стр. 516-517. Праздники советские – стр. 517. Праздники семейные – стр. 317. Дети – стр. 173. Открытки – стр. 438.

Загрузка...
[supsystic-social-sharing id="1"]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *