«Кем?», «чем?» — какой падеж отвечает на эти вопросы? Формы творительного падежа

Загрузка...

Существительные в русском языке склоняются. Чтобы не ошибиться в написание безударных окончаний в словах, необходимо определять их падеж. Для этого нужно поставить к существительному вопрос. Правописание окончаний зависит от того, в каком падеже стоит слово. Необходимо также уметь определять тип склонения и число существительного. Например, "кем?", "чем?" - какой падеж отвечает на эти вопросы? Какие окончания будут у существительных в данной позиции?

Как определить падеж имён существительных

Человек, делающий ошибки в написании окончаний существительных, не может считаться культурным гражданином своей страны. И если кто-то спросит: "Кем?", "чем?" - какой падеж отвечает на эти вопросы?", следует ответить правильно. В частности, это может звучать так: естественно, это падеж творительный! Например, в предложении «Цветущие растения опыляются насекомыми и ветром» кроме подлежащего «растения» есть дополнения «насекомыми» и «ветром». Зададим вопросы к тем словам, которые выполняют в предложении роль дополнений: "кем?", "чем?" Какой падеж отвечает на них, мы уже выяснили – творительный. Теперь осталось лишь выбрать нужный вариант из таблицы окончаний. Рассмотрим более детально все варианты склонения.кем чем какой падеж

Окончания существительных 1 склонения единственного числа в творительном падеже – твёрдый вариант

Сложность правописания в русском языке заключается в том, что существуют склонения существительных. На практике определять падеж существительного нужно для того, чтобы правильно писать окончания. Для этого производят разбор фразы по членам предложения. В творительном падеже окончания у существительных также различаются. Какое именно окончание писать в безударном положении, зависит от того, к какому склонению они относятся, какой имеют род и в каком числе употребляются в данном контексте. Например, у существительных 1 склонения в единственном числе творительный падеж имен существительных имеет окончания -ой, -ей, -ёй. В качестве примера можно использовать предложение: «Дети с улыбкой наблюдали за смешной обезьянкой». В данном случае к словам «обезьянкой» и «с улыбкой» можно задать вопросы "кем?", "чем?" Какой падеж отвечает на них? Каждый должен знать, что ответом будет - творительный. Также нужно определить склонение этих существительных и число. Поскольку оба слова относятся к 1 склонению и стоят в единственном числе, то и окончание у них должно быть -ой, так как слова эти склоняются по типу твёрдого варианта.

предложения в творительном падеже

Окончания существительных 1 склонения единственного числа в творительном падеже – мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ей или -ёй. В качестве примеров можно взять предложения «Таня с тётей всю зиму ухаживали за раненой цаплей, а весной выпустили её на волю. И птица взлетела над землёй, воспарила, грациозно взмахивая крыльями!» Здесь в первом предложении встречаются слова «с тётей», «цаплей», оканчивающиеся на -ей. А во втором предложении есть слово «землёй» с окончанием в творительном падеже -ёй.

творительный падеж имен существительных

Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже – твёрдый вариант

Во 2 склонении существительные в единственном числе, стоящие в творительном падеже, окончания имеют -ом, -ем, -ём. Рассматривая предложение «Ребята с удовольствием ухаживали за кроликом», легко установить, что дополнения «с удовольствием» и «кроликом» используются в единственном числе и относятся ко 2 склонению. Помогут понять, что это - творительный падеж, вопросы: «с чем?» - с удовольствием, «кем?» - кроликом. Следовательно, и окончания у этих слов будут -ем, -ом.

творительный падеж вопросы

Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже – мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ем и -ём. В качестве примера можно привести следующее предложение: «Валентин сделал ход конём, на что Марина в ответ ферзём «скушала» его ладью». Здесь слова 2 склонения «конём» и «ферзём» стоят в творительном падеже единственного числа и оканчиваются на -ём. А в примере «Над полем пролетали журавли» слово «над полем» имеет окончание -ем.

кем чем творительный падеж

Окончания существительных 3 склонения единственного числа в творительном падеже

В 3 склонении у существительных в единственном числе в творительном падеже пишется окончание -ью. В предложениях «Наталья с радостью бежала на тренировку. Со своей лошадью наездница встречалась как с самым близким другом» слова «с лошадью» и «с радостью» относятся к 3 склонению, стоят в единственном числе. Отвечают они на вопросы «кем?», «чем?». Творительный падеж, в котором стоят эти существительные, диктует окончания этих слов -ью.

прилагательные в творительном падеже

Окончания существительных во множественном числе в творительном падеже

Существительные в творительном падеже, употребляемые во множественном числе, имеют окончания -ами, -ями, -ми. «Можно часами любоваться лемурами, удивляясь тому, как ловко они кушают, беря аккуратно еду лапками, подобно людям!» В этом примере присутствуют существительные во множественном числе, которые стоят в творительном падеже «лемурами», «лапками». Определив падеж и число этих существительных, грамотный человек обязательно напишет окончания -ами. У некоторых существительных в подобной позиции пишется окончание –ми. Например, в предложении «Бегущими лошадьми можно любоваться бесконечно долго» таковым словом является «лошадьми», которое отвечает на вопрос «кем?»

 форма творительного падежа

Семантические роли существительных в творительном падеже

Форма творительного падежа может играть в предложении самые разные роли. Например, существительное может выступать как:

  • инструмент (резать ножом, писать ручкой, пилить бензопилой);
  • средство (красить ресницы тушью, чистить зубы пастой);
  • пациенс (командовать взводом, дирижировать оркестром);
  • агенс (обучение ведётся доктором наук);
  • эффектор (рассаду побило градом, ветром сорвало шляпу);
  • причина (мучиться скукой, болеть ветрянкой);
  • траектория (ехать полем, хлынуть горлом);
  • время (ранним утром, поздним вечером);
  • стимул (восхищаться умом, пахнуть мёдом);
  • мера (завозить мясо вагонами);
  • аспект (отличается ловкостью, нравится покладистостью);
  • эталон сравнения (прыгать молодым козликом, ржать конём, смотреть злобным лемуром).

семантическая роль творительного падежа

Прилагательные в творительном падеже

Признак существительного, стоящего в творительном падеже, выраженный прилагательным, будет употреблен в том же падеже. То есть если говорящий выскажется: «Невозможно оставаться равнодушным, не восхищаясь удивительными розами, растущими за соседским забором», то в этом предложении прилагательное «удивительными», являющееся признаком слова «розами», также окажется в творительном падеже, как и существительное, которое оно определяет. Так же обстоит дело и с прилагательным «за соседским», которое будет стоять тоже в творительном падеже, как и слово «забором», к которому оно относится.

прилагательные в творительном падеже

Окончания прилагательных в творительном падеже

Чтобы не ошибиться в написании окончаний прилагательных, к ним следует задавать вопросы. Прилагательные будут иметь такие же окончания, как и у задаваемых к ним вопросов.

  1. Например, к прилагательным женского рода единственного числа можно задать вопрос «какой?», значит и оканчиваться они будут на -ой, -ей. «Роскошной розой расцвела девчушка со второго этажа». Здесь прослеживается такая связь: розой (какой?) роскошной. В мягком варианте используется вариант -ей: «Ранней весной берёзка у дороги будто бы накрывается кружевной зелёной шалью». Следует поставить вопрос «какой?» к прилагательному «ранней» от слова «весной».
  2. К прилагательным мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа задаётся вопрос «каким?» Окончания у них, соответственно, будут -им или -ым. Например: «Тайным чувством томима, Татьяна долго не могла заснуть...» В этом предложении нужно рассмотреть словосочетание «тайным чувством», где к слову «тайным» задаётся вопрос «каким?», следовательно, прилагательное имеет окончание -ым, так как склоняется по твёрдому варианту. А в мягком варианте прилагательное будет оканчиваться на -им, например: «Поздним вечером Николай возвратился домой усталый, но счастливый». Существительное «вечером» определяется прилагательным «поздним» и отвечает на вопрос «каким?», поэтому оканчивается на -им.
  3. К прилагательным множественного числа в творительном падеже задают вопрос «какими?». Исходя из правила правописания, окончания этих прилагательных будет -ыми в твёрдом варианте или -ими – в мягком. «Весёлыми смешками провожали зрители неудавшегося артиста». Здесь словосочетание «весёлыми смешками» демонстрирует склонение по твёрдому варианту. А в качестве примера склонения в мягком варианте можно воспользоваться предложением «Она смотрела своими синими глазами ему прямо в душу».

Кстати, следует отметить и такой факт, что тому же правилу правописания окончаний прилагательных подчиняются причастия и некоторые местоимения, числительные, имеющие форму прилагательного.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *