Морфемный разбор

Загрузка...

На уроках русского языка ученики проводят морфемный разбор разных слов в предложении. Этот процесс достаточно сложный, и учащиеся часто торопятся и делают элементарные ошибки, которых можно избежать, если знать правила грамотного разбора и выполнять их на практике.

На что следует сразу обращать внимание? Начинают морфемный разбор с определения части речи самого слова. Очень важно прочитать предложение внимательно, чтобы не путать, например, краткое причастие и наречие. При разборе слова по составу надо уметь выделить словообразовательную ее часть. Понять, какой смысл несет слово.

Вначале надо определить, изменяемое слово или нет. Многие неизменяемые формы слов вообще бывают без окончаний, такие, как наречия, неопределенная форма у глаголов, деепричастия, местоимения. Например, в слове «хорошо» совсем нет окончания, последняя буква о – это суффикс.

Затем следует выделить окончание, которое на письме обводится прямоугольником. Слово надо склонять или спрягать. Та часть, которая будет постоянно меняться, и называется окончанием. Необходимо учитывать, что встречаются слова с несколькими окончаниями, которые разделяют основу. Например: в словах «двЕстИ», «шестИэтажкА».

Морфемный разбор позволяет выявлять слова, в которых вообще нет окончаний. Существуют слова с нулевым окончанием (стол, дочь, герой) и без него (брал, вперед, набок). При этом при произношении слова в конце нет звука и на письме в окончании нет букв.

Надо уметь находить аффиксы или формообразующие морфемы, проводя морфемный разбор слов. Не всегда в школьной программе акцентируют на этом внимание, поэтому более подробно расскажу, что относится к этому.

Во-первых, окончания, некоторые суффиксы, приставка «наи», которая помогает создать превосходную степень наречия или прилагательного (наивысший, наименее). Во-вторых, суффиксы, обозначаемые степень сравнения наречий и прилагательных (дороЖЕ, сильнЕЕ, тиШЕ), суффикс И (у глаголов повелительного наклонения – ждИ), суффиксы – ЧЬ, ТЬ, ТИ (бежаТЬ, леЧЬ, несТИ), суффиксы причастий (пищАЩий, читаВШий, бегУЩий), деепричастий (играЮЧИ, задумаВШИсь). В-третьих, в существительных при образовании множественного числа (сын, сынОВЬя, племя, племЕНа.)

После этого выделить основу, то есть ту часть слова, которая без формообразующего суффикса и окончания. На письме она подчеркивается одной линией.

Потом определяют приставку (обозначается верхним подчеркиванием под прямым углом) и суффиксы (перевернутый угол). Обязательно придумайте другие слова с этими же приставками или суффиксами. Есть слова без приставок. Например, слово «прийти» не имеет приставки, а «приехали» содержит приставку «при».

Если подбирать несколько родственных слов, то можно найти часть а, которая повторяется постоянно во всех них. Это и будет корнем, обозначается эта морфема дугой. Встречаются слова с несколькими корнями. В таких соединительная гласная обводится в круг (трубОпровод).

Несколько полезных советов, которые надо знать, чтобы правильно проводить морфемный анализ слова:

Начинать разбор слов в предложении с их значения, к какой части речи можно отнести. Например, слово « радостно»:

А) Она радостно побежала домой. В этом предложении – это наречие, буква о – это суффикс, окончания здесь нет.

Б) Взгляд его был сияющий, а лицо радостно. В этом случае – это краткое прилагательное. Поэтому оно склоняется по лицам, родам и числам. Буква о – окончание.

Надо знать, что такое неизменяемые слова. У них нет окончаний, они применяются в неизменной форме всегда. Это некоторые предлоги (под, на, в), союзы (если, чтобы), междометия, деепричастия (сидя, читая), наречия (туда, вдруг, красивее), существительные, которые не склоняются (кофе, рагу, пальто).

Никогда не стоит начинать морфемный разбор с определения корня слова.

Надо сначала определить, есть ли приставка и суффиксы. И обязательно найти слово, от которого первоначально оно образовалось.

На уроках не уделяют никакого внимания таким новым морфемам, как постфикс и интерфикс. Но для того, чтобы правильно сделать морфемный разбор, необходимо их знать и уметь выделять, понимая, что же это такое.

В слове берегиСЬ, мойСЯ выделенные части слова СЬ и СЯ и есть постфиксы, то есть те, которые стоят после суффиксов и окончаний, в самом конце слова.

А интерфиксами называют соединительные гласные е, и, о в сложных словах. Например, вертОлет, семИцветик, змеЕлов.На уроках русского языка ученики проводят морфемный разбор разных слов в предложении. Этот процесс достаточно сложный, и учащиеся часто торопятся и делают элементарные ошибки, которых можно избежать, если знать правила грамотного разбора и выполнять их на практике.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *