Примеры рефлексии на уроке. Проведение урока в начальной школе

Загрузка...

Молодые педагоги, начинающие свой творческий путь, часто упускают такой важный элемент урока, как рефлексия. В реальности важный этап урока - рефлексия - сводится к 2-3 смайликам, листочкам разного цвета, которые должны выбрать дети в конце занятия. Часто учитель вообще забывает о проведении данного этапа и просто спрашивает у детей, понравилось ли им занятие. При этом по новым образовательным стандартам обязательным является итог урока - рефлексия.

примеры рефлексии на уроке

Что это такое?

Подобный прием дает педагогу возможность проводить анализ своей деятельности, выяснять «проблемные» места в рассмотренном материале. Рефлексия предполагает развитие у обучающихся навыков саморазвития, самосовершенствования. Полноценная рефлексия на уроках английского позволяет ребенку выстраивать четкую цепочку, приводить знания, полученные в ходе урока, в единое целое. Кроме того, ребенок учится сравнивать собственные достижения с успехами своих одноклассников, выявлять проблемы, преодолевать их.

Структура урока по ФГОС

Новые образовательные стандарты предполагают наличие в структуре любого урока, независимо от предмета, такого этапа, как рефлексия. Чаще всего она проводится в конце занятия, учитель выполняет организаторскую функцию, а основными действующими лицами являются ученики. Рефлексия – самооценка, самоанализ, возможность заглянуть «в себя». Для образовательного процесса она рассматривается как возможность самостоятельной оценки обучающимися своих эмоций, знаний, результатов теоретической и практической деятельности.

Необходимость рефлексии

Ребенок, который усваивает определенную тему, сможет оценить важность полученных знаний для будущей жизни. Кроме того, школьник должен понять, какие именно цели им были достигнуты в ходе занятия. Рефлексия на уроке русского языка помогает школьникам осознать личный вклад в решение проблемы, сделать обучение интересным процессом.

виды рефлексии на уроке

Время проведения

В зависимости от вида рефлексии, проводят ее на разных этапах урока. Это можно сделать при повторении домашнего задания, для закрепления нового материала, для проверки отдельных элементов темы.

Разновидности рефлексии

Есть несколько вариантов классификации рефлексии, рассмотрим данный вопрос подробнее.

  1. По содержательному компоненту. Предполагается письменная, устная, а также символьная проверка:

    а) символьная оценка предполагает выставление учеником отметки за свою деятельность с помощью жестов, жетонов, карточек;

    б) устная оценка подразумевает умение школьников правильно описывать собственные эмоции, преподносить свои мысли в виде связанного рассказа;

    в) письменный вариант подразумевает проверку знаний в конце большой темы, предполагает существенные временные затраты.

  2. По виду деятельности. Существуют следующие виды рефлексии на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная. Данный вариант оценки полученных навыков чаще всего используют педагоги начальной школы. Сначала выполняется коллективная проверка, затем групповая, потом индивидуальный опрос учеников. Такой прием многократного повторения позволяет сформировать четкое представление у школьников об изучаемом явлении или рассматриваемом предмете. Кроме того, дети учатся работать «в команде», развивается чувство коллективизма.
  3. По цели. ФГОС подразумевают эмоциональную рефлексию, с помощью которой учитель оценивает эмоциональность восприятия рассматриваемого материала его учениками. Примеры рефлексии на уроке можно представить в виде вопросов: понравилось (не понравилось), скучно (интересно), смешно (грустно). Подобный вид проверки помогает педагогу контролировать общий эмоциональный настрой в классе, своевременно реагировать на настроение детей. Если ребятам не слишком интересно, педагог может скорректировать материал урока, предложить викторину, игру, необычное соревнование. Такое чувство, как скука, в основном, возникает из-за непонимания материала, объясняемого учителем.

Когда и как проводит рефлексию

Рефлексию эмоциональности и настроения включают во все уроки в начальной школе. Она особенно актуальна для первоклассников. Такие ученики еще только адаптируются к школе, поэтому важно не «отбить» у них желания учиться. Приведем примеры рефлексии на уроке в 1 классе. Дети
получают карточки со знаками, смайликами. По вопросу учителя они поднимают сигнальную карточку, демонстрируя свой эмоциональный настрой. Проводить такой опрос можно сразу после нового материала, после закрепления полученных знаний и т. д.

технологическая карта урока

Подобные виды рефлексии на уроке помогают педагогу устанавливать полноценный контакт с детьми.

Учитель может включить музыку, выбрав мелодию, подходящую по тематике урока. Настроить детей на восприятие материла можно стихами, отрывком из классического произведения. Рефлексия в конце урока по ФГОС предполагает постановку четких вопросов: «Что ты узнал за урок? Как ты занимался на уроке? Доволен ли тем, как прошел урок?» Благодаря таким вопросам, дети учатся оценивать свой эмоциональный настрой, контролировать эмоции. Подобный подход помогает младшим школьникам находить аргументы для отстаивания своей точки зрения, формирует навык публичного выступления.

этап урока рефлексия

Рефлексия учебной деятельности

Такой вариант подходит для проведения проверки выполнения домашнего задания, защиты творческих проектов, во время закрепления новых знаний. В подобной деятельности ребята анализируют собственную активность, выявляют проблемы, ищут способы решения поставленных задач.

Варианты

Приведем примеры рефлексии на уроке в начальной школе. Можно разработать для ребят лесенку успеха. Ребенок представляется в виде человечка, поднимающегося по лестнице. Чем больше школьник выполняет заданий, тем он будет выше. Дети анализируют свои успехи, сравнивают собственные достижения с результатами одноклассников, возникает здоровая конкуренция.

уроки в начальной школе

«Вагончики». Каждое задание, которое должен выполнить ребенок, предлагается в виде вагончика. Если рефлексия проводится на этапе проверки знаний, можно сделать 2-3 вагончика. Если ребёнок отвечает правильно на вопрос, поставленный учителем, в вагоне появляется «пассажир». Перед новым годом можно «украсить елку» новогодними игрушками, завершив так обычный традиционный урок. Рефлексии математика подвергается легко, к примеру, можно разнообразить проверку знаний необычными знаками и фигурами, чтобы детям было интереснее на занятии. В качестве оценки уровня полученных детьми знаний можно рассмотреть и дерево успеха. Ствол делают одинаковым для каждого ученика, а вот листья будут иметь разный цвет. Если ребенок отвечает на вопросы педагога правильно, он получает зеленые листочки для своего дерева. При большом количестве ошибок листики будут красного цвета, а в случае неточностей учитель вручает желтые листочки. К концу урока у каждого ученика будет свое собственное дерево, по цвету листьев легко определить, насколько хорошо ребенок усвоил рассматриваемый материал. Такая необычная технологическая карта урока – сигнал для учителя.

рефлексия на уроке русского языка

Способ проведения

Если в классе есть современная интерактивная доска, на ней можно вывести слайд с фразами

  • На уроке я узнал….
  • Мне было сложно…
  • Я смог научиться…
  • Мне показалось необычным…
  • Я захотел узнать…

По новым федеральным стандартам технологическая карта урока в начальной школе подразумевает указание вида рефлексии, времени ее проведения.

Существует множество требований, которые предъявляются к современному уроку в младших классах. Среди них сохранение психического и физического здоровья обучающихся.

Для выполнения требований ФГОС важно не допускать перегрузки детей, их интеллектуального истощения. В настоящее время рефлексия проводится для реализации различных целей: воздействия на эмоциональную сферу, умственную деятельность. Новые государственные стандарты ориентированы на универсальные навыки, включающие в себя и рефлективные умения. Дети должны овладеть ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения получать знания. Включение младших школьников в активную познавательную деятельность достигается путем рефлексии.

итог урока рефлексия

Примеры из практики

В переводе с латыни это слово означает «обращение назад». От умения педагога воздействовать на эмоциональность своих подопечных напрямую зависит развитие детей. Рассматривая конкретные примеры рефлексии на уроке, можно упомянуть цветовые методики. К примеру, воспользовавшись «сказочным цветком», учитель сможет понять настрой детей на урок. В зависимости от того, какого цвета лепесток будет выбран ребёнком, можно определить его желание работать на занятии. После того как дети выберут отдельные лепестки, учитель составляет общий цветок.

Чтобы оценить степень удовлетворённости уроком у воспитанников, учитель может воспользоваться приемом «цветовая миниатюра». Дети выбирают карандаши того цвета, которое соответствует их состоянию после урока. Каждый рисует определенный предмет на общей картинке: травку, солнышко, цветы. В итоге получается общая картина, которая продемонстрирует педагогу настроение его воспитанников после изучения нового материала. Подобные проверки можно проводить на протяжении четверти, затем, воспользовавшись цветовой методикой Макса Лютера, получить представления об эмоциональном состоянии детей.

Интересный п
рием предлагают психологи для проведения рефлексии в 1-2 классах. Прием называется «Солнышко». Учитель просит детей закончить предложение: «Мое настроение сегодня как…» и предлагает ответы: солнышко, тучка с дождем, тучка, гроза и молния. Для наглядности на доску крепится середина солнца, а ребята получают от учителя облака, тучки, лучики. Те дети, которым понравилась их работа на уроке, крепят к серединке солнца желтые лучики, а те, кто недоволен собой на уроке, закрывают лучики тучками. Педагог в конце занятия подводит итог, учитывая полученную «солнечную» картинку.

Есть и такой необычный способ проверки эмоционального настроя младших школьников, как «Смайлики». Ребята получают листочки с «человечками-смайликами». Никаких эмоций у таких человечков нет, их должны нарисовать сами школьники. Помимо эмоций, можно дорисовать человечкам сумку, букет с цветами, воздушные шарики, то есть проявить свое воображение.

Рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. С ее помощью школьники учатся осмысливать варианты работы с учебным материалом. Они вовлекаются в учебный процесс, повышают его эффективность и результативность. Данная рефлексия дает возможность педагогу оценивать работу каждого ребенка на отдельных этапах урока. Применяя рефлексивный прием «светофор», предполагающий использование карточек трех цветов: красного, желтого, зеленого, - педагог получает «обратную связь», анализирует восприятие детьми сложного учебного материала.

Прием «букет» помогает развивать и рефлексивные, и коммуникативные учебные действия младших школьников. Каждый ребенок получает от преподавателя разноцветные цветы. Учитель предлагает голубой цветок вручить тому ребенку, который был на уроке самым вежливым. Зеленый цветок предназначается самому спокойному, усидчивому однокласснику. Фиолетовый цветок нужно вручить самому скромному ребенку. Затем учитель подводит итоги и предлагает детям показать свои букеты.

Значение рефлексии содержания учебного материала

Проведение в конце урока рефлексии стало привычным явлением. С ее помощью учитель анализирует эмоциональное состояние ребят, проверяет степень усвоения новых знаний. Приемы для проведения могут быть разнообразными. Среди распространенных вариантов выделим «незаконченное предложение». Начало такого предложения может быть разным:

  • Сегодня я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел снова услышать…
  • У меня сегодня получилось…
  • Теперь я точно умею…
  • Я бы хотел рассказать другим о…

Есть и такой распространённый прием, как «Синквейн». Он позволяет понять отношение детей к рассматриваемой в ходе занятия проблеме, объединить новые знания с теми навыками, которые уже сформированы у школьников. Что же собой представляет «Синквейн»? Это строфа из пяти строчек.

Первая строка состоит из 1-2 основных слов, которые определяют содержание синквейна.

Вторая строка предполагает прилагательные, которые охарактеризуют рассматриваемое понятие.

Третья строка должна состоять из 2-3 глаголов, которые показывают действия по теме.

Четвертая строка является коротким предложением, имеющим прямое отношение к изучаемому материалу.

Пятая строка должна содержать синоним основного существительного.

Приведем пример синквейна по теме «Стихи Пушкина».

  • Заголовок «Стихи Пушкина».
  • Прилагательные: удивительный, гениальный.
  • Глаголы: любит, думает, мечтает.
  • Суть темы урока: пробуждают добрые чувства.
  • Синоним: гений.

Заключение

Без такого этапа, как рефлексия, невозможно обойтись в современных общеобразовательных школах. Федеральные государственные стандарты четко указывают на возможность выбора педагогом варианта проведения рефлексии, но подчеркивают обязательность ее выполнения на каждом уроке. Дети, которые в ходе такой формы обучения учатся анализировать свои навыки, оценивать умения, не будут испытывать проблем в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно формирование адекватной самооценки - основная задача проведения всех видов рефлексии в начальной школе.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *